«Хорошая стратегия, плохая стратегия» Ричард Румельт „Манн, Иванов и Фербер“, Москва 2014.
Сейчас очень популярно ругать/опровергать классику Котлера, Портера, Траута, Друкера, Ансоффа и пр. При этом забывается самый основной постулат успешного бизнеса – чёткое следование выбранным ориентирам и отсутствие «шараханья» из стороны в сторону, т.е. быть уникальным и последовательным. Ещё Т. Левит писал про „маркетинговую близорукость“, приводя впечатляющие примеры. Похоже что настало время ввести термин „маркетинговая дальнозоркость“ — ориентир на нечёткие далёкие очертания гор и пренебрежение корягами/ ямами/ вязкой грязью под ногами на данной дороге. Таким образом, вы скорее доковыляете до больничной койки, чем до манящей вершины!
Ещё лет десять назад был очевидцем прелюбопытной ситуации в своей практике. Глава Новосибирского филиала нашей компании, написала мне, что 5 человек из филиала пойдут на двухдневный семинар «Маркетинг не по Котлеру». Как человек любознательный, я не поленился, позвонил каждому из этих сотрудников, а потом и самому директору филиала, с одним и тем же вопросом: „А читал ли он Ф. Котлера“, и получил потрясающий ответ: „Не вижу смысла, его ругают все кому не лень!“ Как Вы понимаете, посещение семинара я не одобрил.
Опираться на классику маркетинга почему-то сейчас считается плохим тоном. В связи с чем, труд Ричарда Румельта в десять раз ценнее, потому что автор не скрывает своих симпатий к фундаментальным трудам М. Портера и логично продолжает/дополняет мысли гуру. Ведь только на запрос в Яндексе «Разработка маркетинговой стратегии» выходит 2 млн. ответов. Старясь переплюнуть друг друга консультанты в этом направлении обрушивают на наши головы потоки заумных терминов и бухгалтерских цифр, входя в противоречие с мудростью Карла фон Клаузевица: „Чем проще и определеннее план операции, тем он лучше!“ Аналогично, основной принцип построения успешной стратегии, точнее его базового логического „ядра“: постановка диагноза, направляющая политика и согласованные действия.
Но «фишка» книги не в этом! Само понятие/термин „плохая стратегия“ создано лично автором и введено в 2007 г. „Плохая стратегия – фальшивое сооружение возведенное на фундаменте ошибочных суждений“, -пишет Ричард. В дополнении к трудам Потрера, Румельт огромное внимание уделяет симптомам плохих стратегий: „вода“, неспособность выявить и решать проблемы, подмена стратегии целями, плохие стратегические подцели. Весь материал „визуализирован“ большим пулом реальных примеров. Чаще всего плохая стратегия — заумные фразы/новомодные термины и набор необоснованных/противоречащих финансовых показателей! Ричард смело „громит“ плохие стратегии, не обращая внимание на место компании по Форбс и известных руководителей.
Из собственного 15-ти летнего опыта в руководстве маркетинга, я сделал вывод, что большинство российских фирм не готовы к ведению честной/грамотной, стратегически продуманной, конкурентной борьбы (без привлечения административного ресурса, откровенного обмана потребителей/партнёров, негласных договорённостей, государственного лоббирования, откатов, непрозрачности бизнеса, откровенного рейдерства и криминала). Большинство директоров «идут своим путём» и уверены в своей непогрешимости вопреки базовой теории стратегии, более того – гордятся этим! Да что там говорить про предприятия, само Государство уже несколько десятков лет „пытается искать чёрную кошку в тёмной комнате“.
В заключении, хотелось бы добавить ещё один штрих. По своему первому образованию – Ричард технарь до «мозга костей» и определённое время работал в аэрокосмической отрасли инженером в НАСА, Лаборатории реактивного движения. Первое знакомство со стратегией состоялось именно там, при работе над проектом, позже названным Voyager. Всё это наложило определённый отпечаток на дальнейшее совершенствование Румельта в направлении „гиганта в области стратегий“, и одними из ключевых факторов его успеха на этом поприще становится системный подход и аналитическое мышление, заложенные ещё во время учёбы, что сейчас находится в явном дефиците у современных российских ВУЗов.
Увидеть за деревьями лес …и не заблудиться!
»Стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами.»
Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц
Сейчас очень популярно ругать/опровергать классику Котлера, Портера, Траута, Друкера, Ансоффа и пр. При этом забывается самый основной постулат успешного бизнеса – чёткое следование выбранным ориентирам и отсутствие «шараханья» из стороны в сторону, т.е. быть уникальным и последовательным. Ещё Т. Левит писал про „маркетинговую близорукость“, приводя впечатляющие примеры. Похоже что настало время ввести термин „маркетинговая дальнозоркость“ — ориентир на нечёткие далёкие очертания гор и пренебрежение корягами/ ямами/ вязкой грязью под ногами на данной дороге. Таким образом, вы скорее доковыляете до больничной койки, чем до манящей вершины!
Ещё лет десять назад был очевидцем прелюбопытной ситуации в своей практике. Глава Новосибирского филиала нашей компании, написала мне, что 5 человек из филиала пойдут на двухдневный семинар «Маркетинг не по Котлеру». Как человек любознательный, я не поленился, позвонил каждому из этих сотрудников, а потом и самому директору филиала, с одним и тем же вопросом: „А читал ли он Ф. Котлера“, и получил потрясающий ответ: „Не вижу смысла, его ругают все кому не лень!“ Как Вы понимаете, посещение семинара я не одобрил.
Опираться на классику маркетинга почему-то сейчас считается плохим тоном. В связи с чем, труд Ричарда Румельта в десять раз ценнее, потому что автор не скрывает своих симпатий к фундаментальным трудам М. Портера и логично продолжает/дополняет мысли гуру. Ведь только на запрос в Яндексе «Разработка маркетинговой стратегии» выходит 2 млн. ответов. Старясь переплюнуть друг друга консультанты в этом направлении обрушивают на наши головы потоки заумных терминов и бухгалтерских цифр, входя в противоречие с мудростью Карла фон Клаузевица: „Чем проще и определеннее план операции, тем он лучше!“ Аналогично, основной принцип построения успешной стратегии, точнее его базового логического „ядра“: постановка диагноза, направляющая политика и согласованные действия.
Но «фишка» книги не в этом! Само понятие/термин „плохая стратегия“ создано лично автором и введено в 2007 г. „Плохая стратегия – фальшивое сооружение возведенное на фундаменте ошибочных суждений“, -пишет Ричард. В дополнении к трудам Потрера, Румельт огромное внимание уделяет симптомам плохих стратегий: „вода“, неспособность выявить и решать проблемы, подмена стратегии целями, плохие стратегические подцели. Весь материал „визуализирован“ большим пулом реальных примеров. Чаще всего плохая стратегия — заумные фразы/новомодные термины и набор необоснованных/противоречащих финансовых показателей! Ричард смело „громит“ плохие стратегии, не обращая внимание на место компании по Форбс и известных руководителей.
Из собственного 15-ти летнего опыта в руководстве маркетинга, я сделал вывод, что большинство российских фирм не готовы к ведению честной/грамотной, стратегически продуманной, конкурентной борьбы (без привлечения административного ресурса, откровенного обмана потребителей/партнёров, негласных договорённостей, государственного лоббирования, откатов, непрозрачности бизнеса, откровенного рейдерства и криминала). Большинство директоров «идут своим путём» и уверены в своей непогрешимости вопреки базовой теории стратегии, более того – гордятся этим! Да что там говорить про предприятия, само Государство уже несколько десятков лет „пытается искать чёрную кошку в тёмной комнате“.
В заключении, хотелось бы добавить ещё один штрих. По своему первому образованию – Ричард технарь до «мозга костей» и определённое время работал в аэрокосмической отрасли инженером в НАСА, Лаборатории реактивного движения. Первое знакомство со стратегией состоялось именно там, при работе над проектом, позже названным Voyager. Всё это наложило определённый отпечаток на дальнейшее совершенствование Румельта в направлении „гиганта в области стратегий“, и одними из ключевых факторов его успеха на этом поприще становится системный подход и аналитическое мышление, заложенные ещё во время учёбы, что сейчас находится в явном дефиците у современных российских ВУЗов.
PS. »Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто её создал.»
Альберт Эйнштейн